Домашняя Содержание Приглашение Акция Опросы

Родом из детства
Литература Найди себя Непознанное Материя и дух Наши дети Наша жизнь

Вверх
Что наша жизнь - игра...
Зависть
Маленькие мамы
Родом из детства
Проблемы нравственности

 

Наше будущее родом из детства

А.Вологдина

Распространенная и, к сожалению, за долгие годы уже ставшая безликой фраза «Дети – наше будущее» заново начинает наполняться смыслом. Эти слова зазвучали буквально: сегодня – они дети, а завтра – то общество, в котором всем нам жить.

Даже не обладая особым даром аналитического ума, можно заметить, что сегодня между поколениями образовалась огромная пропасть. И дело не только в новейших технологиях, которые молодежь осваивает стремительно чуть ли ни с пеленок; пробел образовался в морально-этических, нравственных нормах, в чувственном восприятии жизни.

Несмотря на то, что новое поколение всегда будет отличаться от своих предков, это не снимает ответственности с последних за воспитание будущих людей. Существует научная теория об основных фазах развития всего живого в нашей вселенной – это рождение, развитие, разложение и умирание. Отличие может быть только в физиологическом возрасте живых организмов. Например, продолжительность жизни, отведенная цветку или букашке, будет ничтожно мала по сравнению с человеческой жизнью, так же как жизнь человека не сопоставима с миллиардным возрастом нашей Земли.

Эта научная теория невольно наталкивает на мысль, что и человек, и общество в целом, может так же переживать все четыре фазы развития. И наша задача не мешать процессу перехода от одной фазы к другой, не ускорять его искусственно, но использовать накопленный, богатейший опыт всего человечества для гармоничного существования на Земле.

Практика воспитания, своими корнями уходит в глубинные пласты нашей цивилизации. Более двух тысячелетий назад передовые философы античного мира пришли к пониманию, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено воспитание подрастающего поколения. «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы» говорил Демокрит (460 – 370 гг. до н. э.), положивший начало новой науке о воспитании. В его трудах были разработаны важнейшие идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности на основе высокой нравственности. На протяжении двух веков целая плеяда великих ученых, философов, педагогов передавала обществу свои глубокие знания. И мудрость их была востребована.

Современный мир за последние 100 лет изменился не только внешними формами; его внутреннее состояние можно охарактеризовать как тяжелую затянувшуюся болезнь. А имя этой болезни – бездушие.

В такой ситуации врачами можем быть только мы сами. Сегодня, среди нас есть много родителей, педагогов, воспитателей, которые задумываются над проблемой резкого ухудшения не только физического, но и морально-нравственного здоровья подрастающего поколения. Они понимают и глубоко сопереживают нашим детям, которые так уязвимы и не защищены от агрессивного мира взрослых. Своими мыслями и делами они стараются сделать жизнь детей более безопасной, огнем своего творчества и жизнелюбия зажигают искру в душах юного поколения.

Находясь в эпицентре современной городской жизни, в среде суетной и жесткой, эти люди пытаются сохранить в детях доброе сердце, любовь к труду и творчеству. Они не только учат и наставляют, но и являются живым примером этих благородных качеств.

Формирование личности человека начинается с раннего детства, со дня рождения и так стремительно, что самым главным становится – не упустить время.

Вспоминая о своем раннем детстве, Лев Николаевич Толстой писал: «Разве не тогда я приобрел все то, чем я теперь живу, и приобретал так много и так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только один шаг. А от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние».

Тяга к творчеству проявляется уже тогда, когда ребенок из кубиков или песка строит дом, впервые рисует дерево или свою маму, сочиняет стихотворение. К сожалению, в процессе школьного обучения она обычно постепенно меркнет. Одной из причин этого, скорее всего, яв­ляется загруженность учащихся обязательными занятиями, в процессе которых надо не столько творить, выдумывать, строить, сколько выучивать, зазубривать и уметь воспроизводить матери­ал. Именно поэтому в настоящее время передовые педагоги уходят от традиционного и разрабатывают технологии развивающего обучения, которые учитывают все осо­бенности творческого развития детей.

Чтобы познакомиться с некоторыми методиками воспитания и образования, мы решили обратиться к педагогу дошкольного образования А. Петижан и преподавателю начальной школы И.Б.Лебедевой г. С-Петербурга.

Вопрос: что вы думаете о современных детях, какие они в семье, в обществе?

А. Петижан: К сожалению, сейчас в детях преобладает дух потребительства. Я считаю, что виной этому во многом является телевизор, ранний компьютер. Например, когда ребенок разглядывает картинку в книжке, он уделяет этому время, вглядывается во все детали, думает, задействовано мышление и воображение. Перед экраном ребенку ничего не нужно делать, он пассивно получает готовую информацию, в его голове не остается места для личного понимания, только навязанная картинка, стереотип. Со старославянского «потреблять» значит «уничтожать». Чем потребитель отличается от человека. Тем, что он потребляет в готовом виде, не выбирая, и в дальнейшем сможет ли такой человек в нужный момент сделать свой выбор, например, выбор между Добром и Злом? Он не будет чувствовать разницы, ему будет все равно.

Родители, ошибочно считая телевизор одним из основных источников получения знаний, позволяют детям часами находиться перед экраном. Но многие не знают, что через телевизионные программы идет духовное порабощение, гипноз, и самое страшное, что телевидение призывает к свободе в худшем ее понимании: беспределу.

Я замечаю, что молодежь мельчает, рушатся традиции.

Вопрос: чем это вызвано?

А. Петижан: Разрывом между человеком и Богом. Потерей связи с поколениями. Современное представление о вере совсем другое. А массовость в храмах – ничего не значит. Просто возможность собраться вместе.

Вопрос: Что делать?

А. Петижан: Ничего. Спасать себя, свою семью, своих близких.

Вопрос: Что вы думаете о воспитании детей в детских садах?

А. Петижан: Детский сад – это коммунистическая организация. Если мы хотим «раздавать» своих детей, то… Ребенку лучше получать развитие и тепло дома. Основа человека формируется в детстве, до семи лет. Она-то и составляет тот стержень, благодаря которому, в дальнейшем, он устойчиво идет по жизни. Сейчас существует множество кружков, детских студий, подготовительных классов, куда малыша можно водить для получения своей порции знаний, общения со сверстниками и адаптации к школе. Это все же регламентированное время.

К.Д. Ушинский (знаменитый русский педагог 1824 – 1870) писал: «Я желал бы, чтобы русская женщина, испытав глубокое наслаждение самой учить и развивать своего ребенка, не уступала этого наслаждения никому без крайней необходимости».

Ребенку до пяти лет общение в таком объеме, как это происходит в детском саду не нужно. Он устает, становится агрессивным. Хорошо если в группе 5-8 детей, но это бывает не так часто. И еще одна главная проблема: все занятия с малышами в детских садах направлены на интеллект в чистом виде. Но дети до семи лет живут в своем мире. Они воспринимают его через игру, через ощущения. Ошибка взрослых в том, что они пытаются проникнуть в этот мир, навязать свои представления, сделать его интеллектуальным, минивиртуальным. Но это не является жизнью ребенка.

Вопрос: С чего Вы начинаете первое посвящение ребенка в мир познаний?

А. Петижан: Ребенок учится жизни через подражание, пример, а так же сказки, игры. Слово сказки живет в детском сознании и в мире его чувств. Через сказку, через ее слово мы строим духовный мир ребенка. Каким построим – в таком и будет жить.

Удивительно, если раньше дети всегда играли сами, то сейчас их нужно учить этому. В игре малыш познает мир, выражает себя. В ней он может «примерять» на себе различные, в том числе и взрослые роли. Подкрепляются такие занятия работой руками, ребенок должен развивать руки, моторику пальцев, потому что работа мозга связана с руками. Лучше, если, в игре и работе используются природные материалы. Потому что связь с реальностью – самое важное. Любое маленькое дело лучше большого безделья. Тем более, ребенку это очень нравится.

Теперь мы зададим несколько вопросов Лебедевой И.Б.

Вопрос: Как проходит Ваша работа с детьми в начальной школе?

Лебедева И.Б: В первом семилетии ребенок по своей сути глубоко религиозен. Понятия добра и зла, правды и кривды от природы истинны, не искажены взрослым миром. Все предметы для него живые. Русские народные сказки – просты, но очень созвучны с его пониманием мира, они как нельзя лучше закрепляют эту мораль в маленьком человеке. Благодаря сказке ребенок познает мир не только рацио­нально, но и сердцем, чувствами, что, несомненно, развивает его интуитивные способности, со­ставляющие основу рождения новых знаний.

В первые годы происходят самые большие изменения за всю его жизнь: он начинает ходить, говорить, мыслить. Для этого требуется очень много сил. Лишняя нагрузка нежелательна.

Все это время ребенок испытывает чувство благоговения к родителям, к красоте, к окружающей природе. Под воздействием этого импульса он и приходит в первый класс, с огромным желанием познать мир. Необходимо не гасить эти чувства, а поддержать. Часто мы видим обратное, когда детям в начальной школе пытаются загрузить голову, сделать из них интеллектуальных «старичков», такие дети начинают «усыхать», они не могут смеяться, радоваться. Возраст второго семилетия – это возраст удивления, когда все переживается через «АХ

Интеллектуальное, как таковое, начинает действовать в ребенке лишь по достижении им возраста половой зрелости. Он еще успеет с наслаждением пережить могущество логики.

Сейчас передо мной стоит иная задача. А именно: поддержать в детях интерес к знаниям. Если мы будем давать эти знания классифицировано, понятийно, наукообразно, этот природный импульс угаснет и мы получим очередной «винтик». Если же ребенок успеет в этом возрасте сам прочувствовать и познать красоту человека, явлений природы, познает дух исследования и вкус собственного наблюдения, то в старших классах такие дисциплины как физика, химия, геометрия и др. будут для него понятны и реально связаны с жизнью. Для такого человека окружающая среда не будет абстрактным явлением, из которого, и с помощью которого можно будет выжимать все соки для достижения благ человеческих. Для него этот мир будет реально существующим и живым. Такого человека будет трудно заставить разрушить этот мир: слить отходы в реку, уничтожить лес, истребить животных. Он будет понимать, что прекрасное – очень тонкое. Ранний интеллект не только опасен для физического здоровья ребенка, он выхолащивает душу, сводя до минимума человеческие отношения. Ребенок, а потом и взрослый не будет понимать и чувствовать людей, не будет интересоваться ими. Он все будет подвергать логическому анализу.

Моя цель заложить такую основу, которая позволит в будущем человеку состояться как личности. Его взгляд на мир индивидуален, а социальность позволяет выходить в мир и общаться!

Мы начали свои размышления и беседы о возрасте самом раннем, но как оказалось и самом важном. Конечно, чтобы читателю сделать выводы, а тем более перейти к действиям нужно время и понимание. Воспитание детей – это всегда жертва, жертва собою, своими укоренившимися концепциями.

Как найти в процессе воспитания ту золотую середину – провести по дороге детства, оберегая и наставляя, и при этом не навредить ребенку грубым вмешательством в глубоко личный процесс развития юной души? Как воспитать достойного и высоконравственного человека?

В наших следующих беседах мы продолжим начатый разговор о воспитании и образовании, а также о нас, взрослых, так искренне желающих добра себе и своим чадам. Мы попытаемся расширить рамки понимания этого вопроса от личного до общенационального. Осознав глобальность грядущих изменений в человеке и обществе, мы сможем посредством мудрого воспитания позаботиться о своем будущем и успеть направить его в нужное русло.

А. Вологдина



 

Назад Домашняя Вверх Далее

Отправить сообщение для: era.miloserdia@yandex.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
© 2005 Редакция
Пользовательское соглашение    Оставить свой отзыв
Дата изменения: 02.07.2006
Hosted by uCoz