Домашняя Содержание Приглашение Акция Опросы

Зависть
Литература Найди себя Непознанное Материя и дух Наши дети Наша жизнь

Вверх
Что наша жизнь - игра...
Зависть
Маленькие мамы
Родом из детства
Проблемы нравственности

 

Завидовать учимся с детства

Мы можем сколько угодно говорить малышу, что завидовать нехорошо. Но уже сама необходимость подобных бесед с собственным чадом свидетельствует – проблема существует, малыш завидует.

Дети страдают от зависти ничуть не меньше взрослых. И не важно, что изначально она не играет роли всепоглощающей черной силы, что её проявления называют забавным словечком «завидки». С течением времени они вполне могут вырасти до неимоверных размеров и отравить детство, отрочество, юность.

По мнению психологов зависть не естественна для человека, поскольку не закладывается биологически. Казалось бы, смесь агрессии и печали в ответ на невозможность получить то, что есть у другого, рождается сама собой, но это не так. Механизм сравнения, анализа, злости на других, недовольства собой запускается в раннем детстве, и не последнюю роль в этом играют родители. Понятно, что происходит это незаметно, само собой, вопреки разговорам о недопустимости зависти. Если же ей уже удалось укорениться в сознании малыша – это надолго. Со временем будет меняться только перечень объектов, механизм реагирования останется приблизительно тем же. К игрушкам и фломастерам прибавятся одежда, «навороченная» техника.

Воспитание чувств

То, что зависти учат, особенно ярко видно на примере малышни. Если карапузу нравится какая-либо игрушка, он просто подойдет и возьмет её. Это естественное изначальное стремление ребенка, и, разумеется, он не рассчитывает на непонимание окружающих. Но крайне редко все проходит гладко. Обычно «законный владелец» протестует, его поддерживают взрослые. Причем достаточно часто ребенку не просто отказывают, но и при этом не отвлекают его внимание на что-либо другое, не предлагают адекватную замену. Совсем плохо, когда раздраженная настойчивым требованием мать «подкрепляет» свою позицию утверждением, что данная штуковина, действительно, очень значимая и нужная, но ты, малыш, её не заслуживаешь (понятно, что выражения тут могут использоваться самые разные, главное – смысл). Тем самым она как бы закрепляет эмоцию. На языке профессионалов это называется «заякорить». Несложно догадаться, что ребенок после подобных воспитательных бесед делает вполне логичный вывод: «Я недостаточно хорош (со мной не все в порядке)».

Очень болезненно воспринимаются и сравнения со сверстниками – разумеется, не в пользу собственного малыша. «Вот, смотри, какая девочка послушная, а ты.."; «Петя намного сообразительнее тебя"; «Вот у Васи какая красивая картинка".. Ну, и так далее. Эти безобидные фразы быстро приучают жить с оглядкой на других, ревниво сравнивать себя с ними, включаться в импровизированное соревнование, причем, в большей степени одностороннее, поскольку окружающие зачастую и не догадываются о том, какие «демоны» одолевают завистника. И еще один очень важный момент: таким образом, мама снова и снова дает понять малышу, что он не слишком-то любим ею.

Кроме того, прекрасные «дрожжи» для возникновения зависти – беседы взрослых, когда «перемываются кости» знакомым, сравнивается их положение с собственным, причем неважно, высказываются ли претензии главе семьи в стиле: «А вот у жены N.N. уже давно есть…», или действует модель «У соседа дом сгорел. Пустячок, а приятно». Злорадство и зависть – две стороны одной медали, и если мы это не всегда понимаем, дети подобные закономерности считывают мгновенно. Разумеется, все это должно ложиться на подготовленную почву – возникновению зависти немало способствуют индивидуальные особенности самого ребенка.

Портрет завистника.

Если задаться целью нарисовать собирательный психологический портрет маленького завистника, это будет человечек с заниженной (или завышенной) самооценкой и общей эмоциональной неудовлетворенностью – и то, и другое возникает из-за нехватки родительского внимания, заботы, любви. Когда малыш живет в согласии с миром, а это возможно только, если родители его любят, он не станет завидовать тому, чем сам «обделен». Ему не составит труда переключиться, поскольку объективно без вожделенного предмета вполне можно существовать. А если справиться с собой не получается, это значит дело вовсе не в конкретной вещи, ему не комфортно вообще.

Зависть может проявляться по-разному. Кто-то тихо страдает от нехватки «необходимого» для полного счастья, кто-то закатывает бурные истерики родителям, требуя желаемое.

И если вы понимаете, что ребенок пока еще не стал завистником в полной мере, но это – вполне реальная перспектива, нужно принимать меры. Ведь известно, что зависть традиционно «окрашивают» в два цвета – черный и белый. Это не совсем верно, но об этом чуть позже. Одно безусловно – это чувство поддается коррекции, и как оно скажется на жизни ребенка, зависит, опять же, лишь от дальнейшего поведения родителей в неприятной ситуации.

«Черно на дне души моей…»

Перестать жить своей жизнью, посвятив её исключительно мыслям о чужих, зачастую преувеличенных успехах и взлетах, постоянно грызть и укорять себя за недостатки, или, напротив, винить весь свет в несправедливости – все это удел «черного» завистника. Понятно, что с такими установками очень сложно реализоваться в полной мере, создать счастливую семью и воспитать полноценных детей.

Прежде всего, разумеется, не стоит постоянно сравнивать достижения своего ребенка с достижениями сверстников. У японцев чувство зависти к кому-либо распространено довольно незначительно. И, скорее всего немалую роль в этом сыграли особенности воспитательной методики «страны восходящего солнца». Здесь принято сравнивать малыша только с самим собой, и обращать внимание на то, сколько он смог добиться по сравнению с каким-то прошлым периодом своей жизни. Такой подход не дает развиться чувству зависти.

Не надо жестко контролировать чадо, а позволить ему по своему усмотрению распоряжаться хотя бы некоторой «собственностью». Понятно, что вряд ли мама будет довольна, узнав об обмене дорогущей игрушки на набор наклеек, но, высказывая малышу претензии и «отменяя сделку» ему очень ясно дают понять: ты со всеми твоими переживаниями – наша полная собственность. Получается, что игрушки, которые вроде бы ему дарят, на самом деле принадлежат родителям, и у малыша нет ничего, чем он действительно владел бы и мог распоряжаться без оглядки на старших.

Впрочем, ошибочно и представление о том, что зависть автоматически уходит, если обеспечивать малыша всем, чем можно по первому требованию. Такой путь больше всего похож на «откуп», когда за щедростью родителей скрывается не любовь, а нежелание всерьез прислушаться к ребенку и разобраться в его проблемах. Ни к чему хорошему подобный подход, разумеется, не приводит. Прекрасная иллюстрация тому фильм «Игрушка» с Пьером Ришаром. При этом не стоит впадать в другую крайность, приучая малыша воспринимать жизнь как частокол ограничений: это нельзя, опасно; то – еще рано; а вот это просто не получишь, и не приставай, у меня плохое настроение.

«Укрощение строптивой»

Как научить ребенка избавляться от зависти?

Разумеется, прежде всего, постараться уделять малышу больше душевного тепла и внимания. Ну, а дальше следовать по мере возникновения проблем. Если требуется что-либо материальное, и родители видят, что для малыша это не пустой каприз, а действительно важно, почему бы и не купить? Впрочем, это далеко не единственный выход. Можно, к примеру, спокойно объяснить, что покупка невозможна, приведя веские доводы – только не унижая при этом малыша.

Только не стоит прибегать к успокоительному «зато»: ты, конечно, не выиграл, зато ты хорошо читаешь стихи. Подобная установка, повторяющаяся постоянно, нередко способствует тому, что ребенок становится пассивным человечком. Уж лучше употребить другую формулу: «несмотря на это». Да, на сей раз не удалось, но, несмотря на это, ты все равно талантливый, умный, ты обязательно выиграешь в следующий раз.

Вариантов решений множество, и какой из них станет спасительным для ребенка легче всего решить родителям. Одно несомненно – не надо делать вид, что проблемы не существует, утешая любимого малыша расхожей фразой «завидовать-то нечему» – уж коль завидки проявились, то надо с ними справляться, причем объединив усилия.

По материалам www.darina.kiev.ua



 

Назад Домашняя Вверх Далее

Отправить сообщение для: era.miloserdia@yandex.ru с вопросами и замечаниями об этом веб-узле.
© 2005 Редакция
Пользовательское соглашение    Оставить свой отзыв
Дата изменения: 02.07.2006
Hosted by uCoz